С глобальной экологической проблемой столкнулись жители Ханкайского и Спасского районов. В зоне стихийного бедствия оказались несколько поселков, расположенных на побережье крупнейшего дальневосточного водоема. Озеро Ханка стремительно наступает на сушу разрушая берега и подворья. От подтопления страдают целые населенные пункты и уникальные природные ресурсы. Какой выход из чрезвычайной ситуации предлагают краевые власти?
То что осталось от шестиквартирного дома сейчас стоит на краю опасного обрыва. Шторм уничтожил половину строения. Квартиру Анны Полянской буквально смыло водой. Причина — небывалый подъем уровня крупнейшего на Дальнем Востоке озера.
Анна Полянская, жительница Новокачалинского сельского поселения: «Ночью был шторм, слышали, что доски трещат. А утром встали — порог вздулся, и мы потихоньку выбежали».
Озеро Ханка с каждым годом расширяет свои границы, разрушая берега и подворья. В селе Новокачалинск уже обрушилась часть домов. А ведь там, где сейчас ловят рыбу, еще несколько лет назад цвели сады.
За пять лет вода поднялась в Ханке на 110 сантиметров. Такого здесь не было никогда. Сейчас вода из озера подступила вплотную к жилью. На дно ушли песчаные косы, торфяники, пастбища и лесные участки. У местных жителей — своя версия причин такого катаклизма.
Сергей Остапенко, первый заместитель главы Администрации Ханкайского района по экономике и финансам: «Четверть Ханки принадлежит Китаю и китайская сторона создает каналы, сюда поступает вода. Поэтому те защитные сооружения, в том числе и дорогостоящие бетонные, которые мы делаем, обрушиваются…»
Чтобы дом полностью не обвалился, местные жители разбирают разрушенное водой жильё. А в поселке Турий Рог дома и хозяйство защищают мешками с песком, которые укрепляют берег. Говорят, что причина всех бед – обмеление единственной вытекающей из Ханки реки Сунгач.
Маргарита Бодеева, жительница поселка Турий Рог: «Мое мнение — надо выделить деньги на чистку реки Сунгач, потому что речку заилило песком».
Экологи бьют тревогу – в этом году уровень воды в Ханке превысил исторический максимум. Это разрушило 74 дома, пострадали 280 человек. И так как северная часть озера принадлежит Китаю, специалисты предлагают бороться со стихией совместно — российской и китайской стороне. К решению проблемы должны подключиться и федеральные власти.
Александр Коршенко, директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края: «Это исключительно федеральная инициатива должна быть. Необходимо создать рабочую группу, и такие переговоры уже были проведены, есть предварительное соглашение Росводресурсов».
Юрий Журавлев, академик РАН, директор БПИ РАН: «Мы сделали несколько предложений, например по зозданию трансграничной межправительственной российско-китайской комиссии».
Пока неизвестно, закончится ли наступление Ханки на сельские подворья и остановится ли подьём воды в озере, но многие родную землю покидать не собираются. Между тем, очевидно, что такое событие станет поводом для разработки одного из важнейших экологических проектов в Приморском крае за последние десятилетия.